Этапы развития профессиональной музыкальной культуры Туркменистана

Как сообщает издание «Туркменистан: Золотой век», музыкальное наследие Туркменистана опирается на два базовых пласта. Первый — традиционный фольклор, включающий колыбельные, трудовые, обрядовые и религиозные песни. Второй — устная классическая школа, сформированная бахши-певцами и виртуозами-инструменталистами (дутаристами, гиджакистами, тюйдукистами), чьё искусство импровизации и знание народных ладов составляет «золотой» фонд культуры.
Европейская композиторская традиция начала приживаться в 1930–1940-е годы. Развитию содействовали композиторы из других республик — А. Шапошников, Ю. Мейтус, М. Ипполитов-Иванов, А. Зноско-Боровский, К. Корчмарёв, Б. Штогаренко, М. Осокин, Г. Литинский. Существенный вклад внесли музыкально-этнографические экспедиции 1920–1930-х годов под руководством В. Успенского; результаты, обработанные В. Беляевым и изданные в монографии «Туркменская музыка», стали основой для дальнейших академических сочинений.
Первыми национальными авторами считаются А. Кулиев, Д. Овезов и В. Мухатов. В их наследии — хоровые и сольные песни, оперы, балеты, кантаты, симфонические поэмы и картины. Композиторы стремились найти собственную «туркменскую» гармонию, фактуру и ритмику.
К середине XX века на сцену вышли Ч. Нурымов, А. Агаджиков, Н. Халмамедов, Р. Аллаяров, Р. Реджепов, Б. Худайназаров — выпускники ведущих консерваторий СССР. Они создали первые туркменские симфонии, концерты и камерно-инструментальные произведения, усилив связь с фольклором и заложив основы национального симфонизма.
К началу 1980-х школа полностью освоила европейские жанры и выработала собственный почерк. Появилось новое поколение композиторов — О. Курбанниязов, С. Мухатов, Дж. Курбанклычева, С. Туйлиев, — обучавшихся в Туркменском государственном институте искусств (основан в 1972 г.). Продолжали активно работать В. Мухатов, А. Кулиев, Ч. Нурымов, Н. Халмамедов, ориентируясь на творческий опыт Стравинского, Бартока, Шостаковича, Хачатуряна, Шнитке, Пендерецкого, Караева.
В этот период проявилось два направления: традиционно-академическое (В. Мухатов, А. Агаджиков) и модернистское, использующее композиционные техники XX века (С. Мухатов, Р. Аллаяров, Ч. Нурымов, Д. Хыдыров). Авторы углубили работу с фольклорным материалом, сочетая национальные принципы формообразования с новыми приёмами.
С 1990-х годов поиски национального звучания продолжаются. Современные композиторы экспериментируют с совместным звучанием симфонического и камерного оркестров с народными инструментами, обращаются к жанрам, сопряжённым со словом (песни, оды, хоровые полотна, кантаты), возрождают интерес к инструментальной музыке. Тематика произведений охватывает историю, образы народных героев и идеи современного общества.
В стране активно работают Национальный музыкально-драматический театр, Дворец мукамов, Государственный симфонический оркестр, Государственный хор и другие коллективы. Регулярно ставятся оперы национальных авторов, проводятся конкурсы и фестивали, направленные на сохранение и развитие народного музыкального наследия.
За относительно короткий срок в Туркменистане сформировалась самобытная композиторская школа, охватившая широкий спектр жанров и стилей. Её представители продолжают развивать наследие, сочетая современные технологии письма с богатейшими традициями устной классической музыки и фольклора.